Современная эпоха есть эпоха капитализма. Концентрация капитала приводит к концентрации огромных масс людей и их активностей в больших городах. Толпа большого города, шоковая атака звуков, транспорта, скоростей, впечатлений стирает человека. Шок большого города, активизируя все силы восприятия, приводит их к параличу. Нужно все больше впечатлений и все более острых, чтобы пробить этот паралич. Большой город, множество раздражителей порождают кинематограф, который есть как бы искусство самих этих раздражителей (мелькающие картинки и звуки). Череда шоков не позволяет опыту сформироваться, в частности опыту эстетическому:человек не способен переработать такой огромный объем впечатлений. Антипатия, отчужденность, враждебность — необходимые условия жизни в большом городе, без них человек в нем не выживет. Представьте, что произошло бы, если бы в большом городе человек чувствовал симпатию, сопереживание к каждому встречному — в метро, в магазине, на улице — он бы просто сошел с ума: нельзя сопереживать миллионам неизвестных. Большой город — место сексуальной муки одинокого, шока от встретившейся женщины; место любви не с первого, а с последнего взгляда. Большой город оставляет раны на теле любви; здесь сексуальность расстается с Эросом. Этот шок, эта антипатия и эта невозможность опыта предопределяет современную культуру. Современный культурный продукт должен вызывать непосредственную физиологическую реакцию, чтобы вообще как-то пробиться к человеку, а не выстраивать целостное произведение, воспроизводящее целостный опыт. Именно здесь корень расцвета «секса и насилия» в культуре: порно, фильмы ужасов, сериалы про маньяков и пр. У человека более нет опыта — есть только череда шоков. Современный эпос, героизм, коего взыскует наше искусство, — героизм неустроенных существ, обитающих в подземельях большого города, преступников и проституток (отсюда криминальная тема в культуре), отбросов общества, отбросов капитализма, не знающих внутри себя героизма. «Герой современности — Геракл, не нашедший себе применения». Убийство или самоубийство — единственный героизм, доступный нам. Опыт в высшем смысле есть культовый опыт, предел опыта — опыт божественного, или вне сферы сакрального — опыт прекрасного. Он не доступен современности за шоковой атакой большого города, где вообще какой-либо связный опыт невозможен. Этот текст взят из блога "Живое Предание: https://blog.predanie.ru/article/novyj-dante-dom-kotoryj-postroil-dzhek-larsa-fon-triera/ Церковь созидается нами

Теги других блогов: культура городская жизнь шок